На главную

Указатель экономических курсов

 

Дейнека П.Б.

Социально-экономические последствия
научно-технического прогресса.

(программа спецкурса, версия 2009-02).

  

Спецкурс знакомит слушателей с фатальными противоречиями индустриальной цивилизации, современными представлениями о сущности наступающей информационной цивилизации, о структурообразующей роли НТП в развитии и гибели индустриальной цивилизации и формировании основных этапов перехода к информационной цивилизации и этапов ее становления на ее собственной основе, с местом современной России в этом глобальном процессе. Курс состоит из информационных лекций и диалоговых занятий, а также включает в свой состав экскурсии в музеи, посвященные НТП и экономической истории России. Завершается письменным зачетом.

-.-.-

 

Перечень тем курса.

 

Введение. Понятие НТП и его сферы. НТП — взятый в историческом рассмотрении процесс развития: а) материально-технического и технологического обеспечения трудового процесса; б) организации рабочей силы в трудовом процессе; в) развития рабочей силы, — влекущих за собой повышение производительности труда. Альтернатива НТП и повышению производительности труда, т.е. распределению той же величины стоимости на большее количество единиц продукции-потребительных стоимостей, — повышение интенсивности труда, т.е. ускорение потребления рабочей силы, при котором в единицу времени создается большая стоимость. Компоненты рабочей силы человека: физическая сила, тонкая моторика, интеллектуальные способности (логический потенциал, творческий потенциал).

НТП как атрибут и доминанта экономического развития. Экономический прогресс и НТП в различных экономических системах.

Понятие социальных последствий НТП (стратификация общества; профессиональная структура; устойчивое развитие/социальное благополучие). НТП и разделение/распределение труда. Кооперационный эффект повышения производительности разделенного труда и его внешние проявления. Отраслевой и пооперационный типы разделения труда. Процесс произрастания общественных стратов и классов из потребностей освоенных технологий. «Частичный рабочий»=профессионал как социальное, политическое, культурное и психофизиологическое явление. Общественные противоречия как атрибут и движущая сила общественного развития. Отрицание (в философском значении термина) в общественном бытии. Отмирание старого как конструктивная форма отрицания в обществе. Антагонистическое противоречие, его уровни, его формальная и реальная возможности. Устойчивое развитие как результат общественного контроля за развитием противоречий и процессами отрицания. НТП и общественные противоречия.

 

Основные этапы истории научно-технического прогресса в истории человечества. 1)    «Силовые/моторные» цивилизации по середину ХУШ века. 2)    Индустриальная цивилизация ХУШ – ХХ вв. 3)    Информационная цивилизация ХХ1 в.

Человеческий трудовой потенциал в цепи цивилизаций, его доминанты в ходе смены технологических типов цивилизаций.

 

Общие сведения об НТП в эпоху моторных цивилизаций. От коллективного к индивидуальному труду. От человека – живого двигателя к человеку – носителю навыков ручной работы. Человек как источник энергии. Роль простых механизмов в древний период НТП. Механические двигатели древней эпохи. Особенности станков древней эпохи. Распределение труда между сотрудниками: динамическое и профессиональное. Доминирование динамического разделения труда в древнюю эпоху. Первые навыковые профессии, соотношение знаний и навыков в профессиональной квалификации. Кооперационный эффект при динамическом распределении труда.
    Профессии-ремесла и их корпорации в корпоративном обществе мелких (товаро)производителей Средних веков и Ренессанса.

 

НТП в эпоху промышленного переворота. Начало индустриальной цивилизации. Появление универсальных механических двигателей и трансмиссий (пушка, УП/ХШ века; верхнебойное водяное колесо большой мощности П/ХШ века; ветряное колесо и многопарусная мачта, ХШ век; паровая машина Уатта, ХУШ век). Появление в структуре станков суппортов – силовых приводов канала управления (А.Нартов - Петр 1, ХУШ век). Освобождение функций тонкой моторики работника от передачи двигательных усилий. Промышленные роботы как система межстаночных связей (2/2 ХХ века). Радикальное сокращение сферы неквалифицированного физического труда. Трехзвенная система машин «двигатель-трансмиссия/суппорт-исполнительное устройство» и система ее взаимодействия с работником.

 

Человек как носитель навыков тонкой моторики. Психофизиология тонкой моторики. Руки как периферийное устройство нервной системы. Принципы устройства и динамики «библиотек навыков». Запас навыков. Технологический интервал распределения доступных навыков как основа кооперационного эффекта роста производительности труда при его профессиональном распределении в коллективе сотрудников. Понятие профессии как постоянной деятельности человека в фиксированной части (общественного) производственного процесса, обслуживаемой определенным набором знаний и трудовых навыков. Тенденция профессионального развития к дифференциации профессий и сужению сферы каждой профессии ради мобилизации максимума доступных рефлексов для образования навыков реализации минимального набора включаемых в объем профессии действий. Обновление библиотеки навыков при смене профессии. Лимитированность объема обновлений библиотеки навыков как ограничитель индивидуального потенциала адаптации к ходу НТП. Лимит числа переподготовок по индустриальным профессиям. Период существования индустриальной профессии и его сокращение с ходом НТП. Период работопригодности работника по адаптации к НТП. НТП и пенсионный возраст в индустриальном обществе.

 

Технологии искусственного интеллекта и структура интеллектуальных управляющих устройств с точки зрения их воздействия на машинные производственные процессы. Цепи обратных связей, стабилизирующие заданный режим взаимодействия компонентов трехзвенной системы машин (≈ безусловным рефлексам; впервые реализованы Г.Дэви и И.Ползуновым в ХУШ веке). Устройства памяти, программируемые извне и передающие на машину неизменный неуправляемый поток данных (впервые реализованы в курантовых механизмах античной эпохи, повторно изобретены в Х1У веке как механические часы и их курантовые механизмы, в производстве впервые использованы при выработке гобеленных тканей Жаккардом в ХУШ веке) — используются в станках с ЧПУ. Логические устройства, реализующие готовые программы реагирования на предусмотренные ситуации, выбирая их по заданному алгоритму по данным датчиков состояния системы машин — используются в системах автоматического контроля и управления с операторским надзором (современные компьютеры на фиксированных логических схемах, независимо от степени их совершенства). Самопрограммирующиеся устройства, способные самостоятельно вырабатывать модели реагирования на непредусмотренные ситуации и самостоятельно ставить задачи перед управляемой ими системой машин, в рамках ли внешнего задания или без него по внутреннему анализу внешней обстановки — представляют собой т.н. нейрокомпьютеры, развитие технологии которых финансируется по минимуму из страха перед «Франкенштейнами» - роботами, не нуждающимися в человеческом обслуживании. Нейрокомпьютеры — творческие машины, искусственный интеллект в собственном смысле слова, равнозначный человеческому.

 

Человек как творческая личность. Человеческий мозг как нейропроцессор. Шум как атрибут волнового процесса. Фундаментальная память как неотъемлемый компонент творческого нейропроцессора. Возникновение новой информации при наложении текущего шума нейропроцессора и содержимого фундаментальной памяти как элементарный творческий акт. Вероятностная природа новой информации. Органы чувств как внешние источники информации для нейронной системы. Психофизиология познавательного процесса. Познание как форма творчества. Исполнительные устройства человеческого организма как выход нейронного процесса в практическую деятельность.

«Программное обеспечение» человеческого мозга. Компаративная логика «да – нет» как аппарато-обеспеченная логическая система человеческого мышления. Волновые состояния «да» и «нет» и их повторения в мозгу как основа ассоциативного процесса, образующего новое знание. Статистический характер ассоциирования как основа познавательной модели приближенных ассоциаций, на которых произрастают строгие логические системы, упорядочивающие новое знание в верифицируемые в практике формы.

Логические системы в человеческом сознании. Аппаратная непредопределенность пользования логическими системами и логические ошибки в человеческой деятельности. Программы случайного выбора как компенсация нетворческого характера работы логических систем. «Бытовая логика»/«здравый смысл» как простейшая и наиболее неопределенная логическая система, развертывающая формально-логическую ошибку «после этого — значит поэтому» и позволяющая перейти к статистическому определению причинно-следствености связи событий на основе констатируемой функциональной связи. Формальная логика как безусловная и неограниченная верификация и коррекция бытовой логики. Длина корректной логической цепи с учетом статистического характера работы нейронной системы. Математический метод коррекции части статистически неизбежных логических ошибок и математическая логика как часть формальной. Динамические системы и временная коррекция их формально-логического исследования. Диалектическая логика как система изучения развивающихся объектов. Диалектическая логика как логика творчества. Алогичная составляющая творческого процесса. Интуиция и проблемы ее верификации. Принцип соответствия как системный метод верификации.

Творческие ресурсы человека . Внимание, его концентрация и время удержания. Энергетические ограничения на мозговую деятельность. Перенос фокуса внимания и его значение для поддержания мозговой деятельности. Аналоги регистров и флагов состояния в человеческом мозге — чувство удовлетворения и его роль в самонастройке работы и отборе задач мозговой деятельности. Образное, диалектическое и алогичное мышление как предпочтительная форма деятельности мозга. Творческая занятость как адэкватная форма использования мозга. Ступени творческой деятельности по степени скованности логическим аппаратом: художественное образное творчество — научно-исследовательская — опытно-конструкторская деятельность — нетворческие формы управленческой деятельности мозга. Соответствующие этапы развития информационной цивилизации на ее собственной основе (в обращенном порядке).

Проблемы отработки формально-логических задач  в мозгу: запредельное удержание фокуса внимания, приводящее к сбоям в функционировании сознания и подсознания. Психофизиология мозга и операторская занятость. Проблемы социального благополучия в обществе на операторской стадии развития НТП. Операторская стадия как ключевая в обеспечении необратимости перехода к информационной цивилизации.

Вероятные сферы ограниченности интеллектуальных способностей человека, скажущиеся на развитии информационной цивилизации: сбои от перегрузки каналов ввода информации (ныне проявляются в последствиях увлечения скорочтением и прослушиванием звуковой информации в фоновом режиме через наушники), сбои от переудержания внимания (исследованы как причина наступления постдревневосточного состояния общества и т.н. «традиционалистский» и «деревенский идиотизм», а также как мании творчества); сбои от нарастания хаотичной организации внешних носителей индивидуальной памяти по причине гипермногомерности соответствующих информационных массивов, требующихся для расширяющейся отдаленно-ассоциативной работы (проявляются как динамическая организация рабочего стола — т.н. «творческий беспорядок» в мыслях и в их физической мастерской).

 

Четырехзвенная система машин  с управляющей системой, наложенной на трехзвенную систему машин. В любом случае это система автоматического производства, обходящаяся без работника-профессионала в области работы с рабочими инструментами данной системы машин. Это производство требует разнообразного обслуживающего персонала и оператора, объем функций которых меняется в ходе развития технологий автоматического управления. Взаимодействие систем автоматического управления с интеллектуальной сферой деятельности работников. От систем автоматического управления к гибким перенастраиваемым системам автоматических производств и далее к производствам под управлением САПР-CAD. Понятие САПР как первой ступени автоматизации творческой деятельности — творчества в рамках логики. Проблемы моделирования высших форм творчества — алогичных, интуитивных, с нечеткой логикой и недостаточным основанием.

 

Этапы исторического развития механизации и автоматизации производства.  Функциональные программные станки-автоматы.  Функциональные станки с ЧПУ. Многофункциональные перенастраиваемые обрабатывающие центры и линии. Программная стадия автоматизации. Автоматические станки, линии и производства под операторским контролем. Операторская стадия автоматизации. Автоматические производства под управлением САПР.

 

Социальная/стратовая структура общества в ходе НТП.  Ремесленник как работник-мастер-конструктор-художник — исходный пункт социальной структуры индустриального общества. Частичный рабочий — основа социальной этой структуры. Частичный рабочий – носитель трудовых навыков тонкой моторики — пролетарий. Профессиональные группы навыков и профессиональная структура пролетариата. Частичный рабочий – носитель интеллектуальных способностей. Предприниматель, инженер, менеджер, ученый, конструктор, художник — сферы приложения интеллектуальных способностей человека. Средний класс в современном обществе —  от автономного предпринимателя к профессионалам циклической/двойной занятости «образование – работа». Изменение характера среднего класса как причина его живучести и т.н. «расслоение среднего класса». Верхний слой современного общества. Управленческие и бюрократические структуры в современных условиях. Рентополучатели и рантье в современном мире. Интеллектуальная собственность как источник ренты. Люмпенизированные слои в современном обществе и проблема их социализации. Вэлферные пособия.

 

Профессиональный спектр в ходе НТП . Понятие профессии как совокупности трудовых навыков – условных рефлексов. Профессия — атрибут индустриальной цивилизации. Профессия как результат, проявление и фиксация разделения труда. Профессионализация как адэкватная  и высшая форма кооперационного эффекта. Интеллектуальный компонент индустриальных профессий. Предшествующие и «снятые» формы профессионализации за пределами индустриального общества. Профессионализм в интеллектуальной сфере.

Навыкоемкость профессии.  Динамика навыкоемкости при смене профессии. Лимитированность числа профессиональных переподготовок в индустриальном обществе.

Тенденция профессионализации к дифференциации.  Умножение числа сужающихся профессий для повышения удельного количества навыков на минимизируемый интервал технологического процесса, охватываемый одной профессией. «Синтезирующие» профессии с повышенным значением интеллектуального компонента и переводом двигательных навыков с условно-рефлекторного на сознательное управление.

 Темп НТП и срок «жизни» индустриальной профессии. Соотношение срока жизни профессии и номинальной физической трудопригодности работника. Предельная продолжительность эффективной трудовой деятельности с учетом темпа НТП. Объективный психо-физиологический пенсионный возраст в индустриальном обществе. Рост интеллектуального компонента в профессиях как фактор увеличения предельного трудового стажа по мере развития механизации и автоматизации производства.

Психофизиологические проблемы интеллектуальных профессий.  Операторские и творческие профессии. Противоположность требований операторской профессии психофизиологическим характеристикам человека. Свободное творчествопсихофизиологически оптимальный режим работы человеческого организма. Целевые отчужденные формы творчества. «Креативность», «мозговые штурмы» и свободное творчество. Иерархия психофизиологической оптимальности форм творчества: изобретательство – научный поиск – художественное творчество.

 

Социальное благополучие в ходе НТП, критические угрозы НТП и критические точки хода НТП. Материально-бытовые и интеллектуально-духовные аспекты обеспеченности людей. НТП и удешевление производства средств существования. Возрастание в составе потребительского фонда удельного веса предметов длительного пользования и устройств, обеспечивающих интеллектуальные и духовные потребности. Роль различных форм недвижимости в образе жизни людей в условиях современного НТП. Образовательная составляющая жизни людей в условиях НТП. Роль творческих занятий в современном обществе. Двухпрофессиональная (функционально-гуманитарная) система современного образования.

Критические угрозы НТП. Технико-технологические и профессиональные переоснащения производства. Сокращение психофизиологического предельного рабочего стажа. Доминирование частного характера интеллектуальной собственности.

Критические точки НТП. Пики научно-технических революций на «длинных волнах Кондратьева». Циклические кризисы перепроизводства на короткопериодических колебаниях конъюнктуры. «Лавина пенсионизации» при повышении частоты технологических переворотов в индустриальной сфере до 3:4 за нормативный цикл трудоспособности с учетом роста статистической продолжительности жизни. Массовое распространение оператоско-диспетчерской занятости, ведущее к распространению стрессового психологического климата в обществе. Силовые методы социально-экономического и политического управления и творческий потенциал человека: тенденция к люмпенизации лиц вольной и невольной «силовой занятости» в условиях нарастания тенденции к исключительности свободно-творческой занятости. Распространение отношений интеллектуальной ренты и уничтожение ими основ демократии и прав и свобод человеческой личности.

Социальная стабильность и социальная защищенность людей в условиях современного НТП. Понятие социальной стабильности: социальная ситуация, буферирующая резкие изменения материального и духовного благосостояния людей, исключающая силовое перераспределение собственности и прав/обязанностей, гарантирующая стабильное соблюдение прав человека и демократическое течение общественных процессов. Понятие социальной защищенности: исключение люмпенизации; преодоление бедности (ниже порога деградации личности); гарантии от ущемления прав отдельными лицами или государственными и общественными структурами; надлежащее здравоохранение и пенсионное обеспечение. Механизмы стабильности и защищенности: Контроль за ходом экономических циклов, буферизация кризисных фаз. Буферизация безработицы. Демократические механизмы контроля и управления конфликтными ситуациями. Роль «старого» (мелкопредпринимательского) и «нового» (специалисты-интеллектуалы) среднего класса в обеспечении социальной стабильности. Социально-политические пособия типа вэлфер в период перехода к информационной цивилизации.

Деструктивное воздействие на общество частной интеллектуальной собственности.

Экологические проблемы и экологическая стабильность общества.

Понятие «Устойчивое развитие общества».

 

 

НТП и его социальные последствия в современную эпоху. Противоречия и социально-политическая конфликтность в информатизирующемся обществе. Процессы и социальные группы – источники социальной конфликтности в современных условиях. Проблемы авторского права и родственные им отношения — ключевое противоречие развития информационного общества на данном этапе его становления. Альтернативы состояния общества «частная интеллектуальная собственность-рента + государственно-олигархическое устройство общества без прав человека» ¸ «общественный контроль над мерой приватности интеллектуальной собственности + демократическое общество с приоритетом гуманитарных прав и свобод личности».

Особенности развития России к началу ХХ1 века: незавершенность процессов индустриального общества в условиях глобального перехода к информационной цивилизации, пропуск нескольких периодов НТП, пройденных в мировом масштабе. Пережитки развития по пути «второго издания крепостничества» в период перехода к индустриальному обществу. Проблема правовых и конституционных традиций в России.

 

Приемы управления НТП и его социальными последствиями. Социальная политика в эпоху перехода к информационной цивилизации. Социальная политика России на современном этапе. Авторское право в России и прогнозы альтернатив его развития.

 

 

Литература

 

Чурсин А.А., Трифонов С.А. Социально-экономический аспекты научно-технического прогресса. Учебно-методическое пособие. Ч.1 – 3 М., АТИСО, 2003-2005.

Воробьев М.Б. Социально-экономические аспекты научно-технического прогресса. УМК. М., АтиСО, 2008.

 

ВОПРОСЫ К КУРСУ

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НТП».

 

1.       Предмет и метод курса «С-Э аспект НТП».

2.       Понятия «инновационный процесс» и «научно-технический прогресс».

3.       Воздействие НТП на стоимость товаров и стоимость рабочей силы.

4.       Особенности НТП в истории различных типов цивилизаций.

5.       НТП в индустриальном обществе Х1Х – ½ ХХ вв.

6.       Ускорение НТП как фактор разрушения производительных сил индустриального общества

7.       НТП в период информационной цивилизации.

8.       НТП в эпоху трехзвенной системы машин.

9.       НТП в период четырехзвенной системы машин.

10.    «Операторский» этап НТП в информационном обществе и его противоречия.

11.    Этап НИОКР развития НТП в информационном обществе.

12.    Технологии, представляющие перспективные направления современного НТП.

13.    Современный НТП: информационные технологии. Проблемы собственности на интеллектуальные объекты.

14.    Микроэлектроника в современном НТП.

15.    Точное машиностроение в современном НТП.

16.    Современный НТП: производство новых материалов.

17.    Энергетика и транспорт в современном НТП.

18.    Аграрный сектор и современный этап НТП.

19.    Математические методы в изучении и прогнозировании НТП.

20.    Перспективы России в сфере НТП.

21.