Культурология          Социология религии       История мировой культуры и религий          История искусства           Вопросы к зачету       
 Рабочие материалы    .    .


www.pdey.ru/religio.htm

Социология религии

Программа курса.

Разработка Дейнеки П.Б., версия 2017-09-06

_________________________________________________________________________

 

1.         Введение. Феномен иррациональных деятельности, знания и мировоззрения. Алгоритм и психофизиологический механизм иррационального. Иррациональное как атрибут культуры. Иррациональная практика в культуре биологического вида pan troglodites. Иррациональная сфера в культуре биологического вида homo sapiens.

 

 

2.         Первые свидетельства об иррациональных практиках питекантропов, неандертальцев и сапиенсов ледникового периода. Сферы речи, искусства и иррационального. Неандертальские и сапиентные погребения людей и животных: утилитарное и иррациональное в погребальной практике.

 

3.         Переворот в культуре сапиенсов в связи с окончанием ледникового периода. Становление производства – земледелия. Расселение земледельцев по ойкумене из регионов первоначального земледелия. Становление членораздельной речи и стабильных языков. Иррациональные практики начальной земледельческой эпохи. Становление феномена религии как языческой религии. Природа и механизм язычества. Шаманизм. Два рода представлений о "потустороннем" мире: "тот свет" как продолжение и аналог "земного", - и индивидуальный космос-кокон каждого человека, мрачный, скучный и снабжающийся извне, полуголодный (мир Двойника-Ка в Египте).

 

 

4.         Язычество в раннеземледельческом, древневосточном и античном мире

 

5.                         ( продолжение )

 

 

6.         Возникновение и сущность типа религий спасения и утешения. Понятие «мировые религии» и их состав. Христианство, буддизм, ислам. Воздействие религий нового типа на традиционные локальные, региональные и национальные религии.

 

7.         Основы христианства. Христианское учение о спасении души. Отличительная особенность христианства – формирование трудовой этики. Христианство и материальная жизнь христианских обществ. Раннее, «доэкономическое», христианство. Позднеантичное христианство и позднеантичное рабство.

 

 

8.         Средневековое и ренессансное христианство

 

9.         Сущность и формы Реформации. Адаптация протестантского христианства к рыночному и буржуазному обществу. Протестантизм; русское старообрядчество; контрреформация и ее адаптация к развитому буржуазному обществу.

 

 

10.       Христианство в индустриальном обществе ХУШ-ХХ вв.

 

11.       Христианство в современном, информационном обществе

 

 

12.       Процессы, протекающие в современном исламе.

 

13.       Процессы, протекающие в современном буддизме.

 

 

14.       Религиозная сфера в современном мире

 

15.       Религиозный «ренессанс» в позднесоветском СССР и послеавгустовской России.

 

 

16.       Перспективы религиозной сферы в информационном обществе. Возрастание в религиозной сфере иррациональных практик при сокращении теологической сферы.

 

17.       Зачетное занятие.

 

_________________________________________________________________________

 

Список литературы.

 

1.        

 

_________________________________________________________________________

 

Вопросы к зачету.

1.    Религия - высшая форма иррациональных практик разумного существа. Атеизм как рациональная реакция на иррациональную сферу. Иррационализация рационального и рационализация иррационального по отношению к религии и атеизму.

2.    Иррациональные практики в культуре шимпанзе и культуре ранних людей эпохи палеолита. 

3.    Происхождение язычества в начале эпохи неолита. Сущность язычества как типа религиозных верований.

4.    Язычество в ирригационной и античной цивилизации. 

5.    Христианство как наиболее развитая религия утешения и спасения. Возникновение христианства. Формирование в раннем христианстве трудовой этики для обслуживания позднеантичного рабства. Средневековое христианство, его основные идеи. 

6.    Христианство в рыночно организованном обществе. Протестантизм, его формы. 

7.    Ислам как религия спасения и утешения. Ислам в рыночном и информационном обществах. Современные процессы в исламе. 

8.    Буддизм: история и современность. 

9.    "Новые религии" конца индустриальной - начала информационной цивилизаций.

10.   Православие как течение в христианстве. История и современность. 

11.    Религиозная ситуация в современной России. 

_.    . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Требования к зачету.

Зачет выставляется на основе учета текущей работы в семестре (результатов контрольных точек) и ответов на вопросы на зачетном занятии. Учитывается также представление и защита реферата (факультативно).

Текущая работа в семестре складывается из:

а.         Посещаемости занятий (по журналу, заполняется старостами).

б.         Обсуждения тем занятий в факультативное/консультационное время.

в.         Прочтения и отчета книг по курсу (устно).

г.         Посещения художественных и информационных выставок культурологической тематики.

д.         Поисковой работы в Интернете (с обсуждением).

е.         Результата письменного опроса на контрольной точке (с одной контрольной работой).

Опрос для зачета проводится письменно по всем темам курса по контрольным вопросам из списка.

Факультативно в зачете учитываются подготовка и защита реферата (по желанию, тематика и профиль разработки согласуются в течение первого месяца занятий); рецензирование готовых работ по культурологии и истории культуры; участие в работе гуманитарных спецкурсов по выбору студентов (посещение отдельных занятий дроугих групп, под устный отчет).

На итоги зачета оказывает влияние отчет по деятельности студентов в сфере культуры: научное редактирование и художественное оформление полиграфических изданий (для студентов, работающих в издательских фирмах); разработка сюжетов и рецензирование развивающих компьютерных игр (для студентов, работающих в фирмах по производству программных материалов); авторская деятельность студентов в сфере авторской песни, театра, поэзии, изобразительного искусства и т.п.

*  *  *

 

 


 

    .