Культурология Социология религии История мировой культуры и религий История искусства Вопросы к зачету и экзамену Рабочие материалы . ↑.
Историческая культурология
Разработка: 2017-02.
Календарный план
лекционных занятий
по культурологии в
осеннем и
весеннем семестре
2013-2014 учебного года.
№№ |
Дата |
Тема занятий |
Конт-рольные точки и зачет |
Другие формы занятий |
Реферат (оценка) |
1 |
01-10.09.
2011 |
Вводная лекция: График работы, литература к курсу. Определения культуры. Культура и общество. Этапы культурно-исторического процесса (раздаточный материал). |
|
|
|
2 |
12-16.09
2011 |
Культура, мышление, язык и речь. |
|
|
|
3 |
19-24.09
2011 |
Другие культуры: современная наука о жизни и братьях по разуму вне и на Земле; Паракультурология и наука. |
|
Архитектурно-археологическая экскурсия по Москве. |
Определение тем. |
4 |
26.09-01.10 2011 |
Биосоциальное становление человека и культурной среды |
|
|
|
5 |
03-08.10
2011 |
Культура первобытного коммунизма в эпоху Великого Оледенения. |
1-я контрольная точка. |
Посещение экспозиции ГМИИ/ГИМ |
|
6 |
10-15.10 2011 |
Переворот в условиях существования человека и культуры в эпоху Потопа. Начало производства и производственной культуры. |
|
|
Обсуж-дение плана. |
7 |
17-22.10
2011 |
Мир раннегородских раннеземледельческих цивилизаций: города, большие семьи, быт; идеология; моры и войны. |
|
|
|
8 |
24-29.10 2011 |
Ирригационные общества: историко-экономико-культурная динамика. Постдревневосточное состояние.. |
|
Экскурсия в Музей Востока |
|
9 |
31.10-05.11
2011 |
Культура цивилизаций древневосточного типа: классы, люди, быт и верования. Понятие язычества. |
|
|
|
10 |
07-12.11
2011 |
Языки Земли. Письменность и ее начальная история. |
|
|
|
11 |
14-19.11 2011 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. |
|
|
|
12 |
21-26.11 2011 |
Условия существования и экономико-социальная специфика античной стадии общественного и культурного развития. Множественность культур античного типа. Феномен Средиземноморской Греко-римской античности. Аналоги элементов античной культуры в других регионах античности (Индия и Китай рубежа н.э.; "восток" и "античность" в автохтонных цивилизациях Нового Света). Понятие «античного тупика» и роль аболиционизма в реализации возможности мирового прогресса. Альтернативные перспективы современного российского развития. |
|
|
|
13 |
28.11-03.12 2010 |
Античность: рабовладельческая цивилизация досуга. Свобода, индивидуализм и коллективизм; демократия. Античные быт и религия. |
2-я контрольная точка. |
Экскурсия на экспозицию античного мира в ГМИИ или в ГИМ. |
Предва-рительная сдача рефератов |
14 |
05-10.12 2011 |
Религии спасения: природа, условия возникновения, примеры и их иерархия. Христианство и его всемирно-историческая роль в преодолении античного тупика и перехроде от средневековья к рыночному Новому Времени. Христианства, ислам и буддизм в новейшей истории. Природа «новых религий». |
|
|
|
15 |
12-17.12 2011 |
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА |
|
|
Окончательная сдача рефера-тов |
16 |
19-24.12 2010 |
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ХХ века, НТР, — АВАНГАРД как их культура; обращение к подсознанию - сущность и глобальная опасность культуры ХХ века. Элитарная и МАССОВАЯ культура и сочетание в них национальных традиций и интернационального по преимуществу новаторства в современную эпоху. У истоков культуры ИНФОРМАЦИОННОЙ цивилизации. Вопрос о характере собственности на интеллектуальные объекты - ключевой вопрос современности. |
|
Экскурсия в мастерскую художника. |
|
17 |
26-31.12 2011 |
ЗАЧЕТ |
3-я контрольная точка. ЗАЧЕТ. |
|
|
↑.
Перечень тем,
желательных для обязательного рассмотрения
на очных занятиях.
(-. Справочные сведения по методологии науки и основным типам логических систем и правилам их применения.
Элементарные процедуры, составляющие логические действия: Компаративная логика - основа развитых логических систем. Статистическая логика как умноженный компаративный процесс. "Волновая":нейронная логика как альтернативное представление категориального.
Полные логические системы ("CISС-логики"): Формальная логика, начальная античная и средневековая схоластическая стадии ее развития. Основные законы формальной логики: единство основания; недопущение внутреннего противоречия; достаточное основание; исключение третьего. Процедуры формальной логики и возможность приближенного представления сложных процедур последовательностью простых процедур. Накапливающаяся ошибка в логических цепочках и проблема предельной длины логического рассуждения без утраты истинности: ошибка приближения; вероятностная ошибка. Математическое представление формальной логики. Диалектическая логика Гегеля, Маркса и современной науки. Закон развития основания - фундамент диалектики. Формально-логическое приближение диалектики. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей как источник развития объекта; закон перехода количественных изменений (эволюция) в качественные и (революционного) превращения данного объекта в иной; закон отрицания отрицания - цепочки революций с удержанием в "снятом" виде положительного содержания пройденных этапов. Вопрос о конкретности диалектической логики и диалектическое представление конкретных отраслей знания. Иерархия знаний как путь ко всеобщей диалектической логике. Проблема математического представления диалектики. Т.н. "системная логика".
Неполные логические системы ("RISC-логики") и их свойства - неполнота обслуживаемых мыслительных процессов и/или обязательное введение системных ошибок ради упрощения полно-логических процессов. Необходимость верификации результатов применения неполно-логических систем. "Буриданова" логика случайного выбора. Парадоксальная/алогичная/"женская" логика. Интуитивная (≈спекулятивная) логика. "Бытовая" логика "после этого - значит поэтому".
Проблема контроля истинности логического рассуждения. Практика как критерий истины. Контроль по "ОДЗ". Параллельные вычисления. Принцип соответствия как критерий истинности пути развития знания.)
1. Определение культуры и его компоненты. Известные другие экземпляры культуры. Внеутилитарная и иррациональная деятельность как признаки культуры.
Культура и понятие среды обитания. Адэкватная среда обитания вида и маргинальные среды обитания отдельных популяций и особей данного вида. Видо-вымирание и видообразование. Феномены Маугли и Робинзона. Адаптация животных и растений к симбиозу с человеком "общественным" и возникновение культурных популяций и видов - частичных субъектов культуры. Речь как атрибут культуры.
Проблема понимания речи. Речь как цифро-подобный поток информации. Генерация подобного потока в мозгу слушателя как способ исключительно-частичного извлечения информации из ее потока в его цифровой форме. Речевой потенциал вида, пассивный и активный. Искусственные активно-речевые системы для симбионтных животных видов - шимпанзе, дельфинов, лошадей и др.
2. Культура и феномен жизни. Вопрос о других экземплярах жизни и ее распространенности. Вопрос искусственного производства жизни.
Способы взаимодействия организма со средой его обитания: случайное реагирование, рефлекс и сознание. Носители рефлекса (диспетчер/процессор рефлексов) и сознания (мозг - аналитико-синтезирующее самообучающееся устройство с памятью). Рефлексы и макрокоманды искусственного разума. Ограниченность общего количества рефлексов и проблема их исчисления. Использование рефлекторных механизмов "внутри" организма. Условные рефлексы. Проблема наследования условных рефлексов как механизм их превращения в безусловные=инстинкты.
Свойства рефлекса. Моторные рефлексы. Проблема мыслительных рефлексов. Высокая скорость отработки. Безошибочность отработки. Инструментальная точность отработки. Рефлекторная организация животной жизни. Контррефлекторная природа культуры. Рефлекторная блокировка завершения культурогенеза у неандетальцев и их симбионтов. Рефлекторно-ориентированная индустриальная цивилизация и исторические перспективы индустриального социализма ХХ века. Рефлекторная ориентированность как источник фатального противоречия индустриальной цивилизации. Раннеиндустриальная ориентированность и историческая обреченность национализма и фашизма. НТР- и IT-ориентированность научно-коммунистической идеологии и практики. Мыслительные рефлексы в информационной цивилизации.
Свойства сознания. Творческая природа сознания. Речевая адэкватная форма сознания. Проблема образного невербального мышления. Генератор случайных чисел как элементарное сознание. Роль памяти как
3. Культуро-пригодный и культурообразующий биологический вид, его характеристики. Проблема кибернетического и генно-инженерного изменения природы разумного существа, человека. Сроки превращения сапиенса в сознание-производное искусственное существо и исчезновения феномена "среда обитания биологического вида".
Сила, моторика и разум - основные группы характеристик разумного существа. Универсальный исполнительный орган (рука). Коммуникационный орган (его звуковая, жестовая и техническая реализации в человеческой культуре).
Мозг и его логические и анатомические структурные компоненты. Искусственные логические и разумные системы и их роль в понимании мозговой деятельности животных и человека.
4. Нейронный процессор и реализация в нем творческого потенциала. Творческое удовлетворение и самоудовлетворение. Коммунистическая природа цивилизации и ее частное инобытие. Коммунистическая природа современной информационной цивилизации и ее частнособственническое начало. Память и ее роль. Периферийные устройства нервной системы: органы чувств и исполнительные органы.
Сознание и перцептивное пространство. Перцептивное пространство и деятельность организма во внешней среде.
- - -
5. Современные представления о периодизации исторического и историко-культурного процесса. Эволюционность и революционность в истории. Иерархическая система этапов исторического процесса. Прогностическая функция и прогностический процесс в исторической науке. Статус культуры в мироздании. Понятие "пост-культура". Логика и история: логические и конкретно-исторические этапы истории.
6. Проблема происхождения и начала культуры. Множественность прорывов в мир культуры. Досапиентные культуры питекантропов и шимпанзе. Проблема симбиоза досапиентных видов и сапиенсов. Неандертальцы и культура. Первобытный коммунизм ледникового периода
7. Постледниковый кризис первобытного коммунизма. Превращение постледниковой охоты в предземледелие и последнего в злаковое земледение при наступлении постледникового "климатического оптимума". Раннеземледельческое первобытно-социалистическое общество. Классообразование в ирригационно-ориентированном раннеземледельческом обществе и под воздействием древневосточных цивилизаций на их богарной периферии.
8. Античное рабовладельческое общество, его природа и эволюция. Историческое значение античной цивилизации и ее культуры. Античный полис как общественно-индивидуальная организация общества. Возникновение демократии и ее различных форм в полисном обществе. Рабский тупик и его раннехристианское преодоление в античном мире при переходе к Средневековью. Вопрос о возможности "информационного" выхода из маргинально-рабского тупика в современных условиях.
9. Экологический переворот накануне Средневековья и формирование благодаря распространению почв возможности индивидуального земледельческого производства. Возникновение крестьянства и крестьянски-коммунистического ведущего уклада средневекового общества. Комплементарные к нему позднерабовладельческий воинско-поместный и монастырски-коммунистический уклады. Эксплуатация крестьянства в комплементарных укладах. Крестьянская народная культура. Творческий характер народной культуры. Элитарные культуры других укладов. Превращение крестьянского коммунизма при кризисе комплементарных укладов в ренессансное мелкотоварно-социалистическое общество и характер ренессансной культуры.
10. Постренессансные кризисные и накопительные общественные процессы и становление индустриального общества на основе крупного производства с наемным трудом. Понятия "постренессансный кризис", "эпоха (гипер-)гиперинфляции" и "эпоха первоначального накопления (денежного сокровища, превращающегося в капитал)". Эпохи барокко, рационализма и просвещения и их культура. Идеологическое условие капитализма - личная активность человека-предпринимателя и ее божественная санкция в теологии протестантизмов.
11. Понятие и начальные стадии информационной цивилизации. Авторское право как основное общественное отношение информационного общества и борьба вокруг частного или общественного характера интеллектуальной собственности.
* * *
↑.
В О П Р О С Ы К З А Ч Е Т У П О КУЛЬТУРОЛОГИИ (вес. сем. 2017).
Вопросы могут объединяться в расширенные
блоки.
На контрольную работу выносятся, как правило, эти расширенные блоки.
1. Предмет и метод ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ.
2. Понятие ЦИВИЛИЗАЦИИ в культурологии.
3. Стадии историко-культурного прогресса человечества.
4. Основные цивилизации в истории человечества.
5. ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - отличительные черты стадий историко-кульурного процесса.
6. Историческое место ПЕРВОБЫТНО-КОММУНИСТИЧЕСКОЙ культуры.
7. Социальные отношения как факт первобытной культуры.
8. Основные черты ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ первобытности.
9. Культура РАННЕГОРОДСКИХ РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ цивилизаций.
10. Культурные доминанты древневосточной культуры.
11. Отражение "поголовного рабства" в культурной сфере.
12. Характер древневосточных религий.
13. ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ, индивидуализм, гражданственность в древневосточном мире.
14. Историческое место античной цивилизации и культуры.
15. АНТИЧНОСТЬ: юность человечества и вечный идеал культуры.
16. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОЛИСА - основа и ячейка античности.
17. Гражданин и деспотизм: противоречия в античной культуре.
18. Основные черты РАННЕХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ и ее наследие в последующем христианстве.
19. Основные черты СРЕДНЕВЕКОВОЙ культуры. Народный (крестьянский) тип культуры.
20. "Личная" культура средневековья и переход к ИНДИВИДУАЛИЗМУ.
21. Учение М.М. БАХТИНА о "карнавальности" средневековой культуры.
22. Что такое РЕНЕССАНСНАЯ КУЛЬТУРА?
23. Ренессансный ГУМАНИЗМ, его противоречия и развитие.
24. Культ знания и познания=науки в ренессансной культуре.
25. Проблема ВНЕЕВРОПЕЙСКОГО РЕНЕССАНСА.
26. Основные черты цивилизации НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХУП-ХУШ вв.).
27. Государство и личность в культуре Нового времени.
28. КЛАССИЦИЗМ-СЕНТИМЕНТАЛИЗМ-РОМАНТИЗМ в культуре Нового времени.
29. Взаимодействие КУЛЬТУР и ЦИВИЛИЗАЦИЙ в эпоху КАПИТАЛИЗМА.
30. Основные черты культуры Х1Х века. УТОПИЧЕСКИ-КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ-творческий метод 2/2 Х1Х в.
31. "ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ" как пласт культуры 2/2 Х1Х - ХХ вв.
32. Историческое место феномена ИМПРЕССИОНИЗМА.
33. Поворот к ФОРМАЛИЗМУ: зарождние АВАНГАРДА в конце Х1Х в.
34. Обращение к ПОДСОЗНАНИЮ ОБЫВАТЕЛЯ - сущность АВАНГАРДНОЙ культуры.
35. АВАНГАРДНАЯ КУЛЬТУРА и социально-политическая жизнь.
36. АВАНГАРДНАЯ КУЛЬТУРА и наука ХХ века.
37. Учения З. ФРЕЙДА и Ад. ГИЛЬДЕБРАНТА - методология АВАНГАРДНОЙ КУЛЬТУРЫ. Выдающиеся теоретики АВАНГАРДА.
38. АВАНГАРД и РЕАЛИЗМ. Их соотношение в современной культуре.
39. Феномен НЕОРЕАЛИЗМА - демократического искусства ХХ века.
40. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - феномен культурной жизни 2/2 ХХ века.
41. Мифы и реальность СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА.
42. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА социалистической эпохи.
43. Культурная составляющая процесса ВОЗВРАТА от ТУПИКОВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ к МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Есть ли КРИЗИС КУЛЬТУРЫ СЕГОДНЯ?
44. Культурное наследие и новаторство в современной культуре.
45. Культура и НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: история и современные процессы. Новые сферы и средства культуры.
46. Компьютер в культурной сфере: орудие или творец?
47. Культура и РЫНОК в современном мире.
48. Авторское право на объекты интеллектуальной собственности: история и современные проблемы.
-.-.-.-.-
↑.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.
Зачет выставляется на основе учета текущей работы в семестре (результатов контрольных точек) и ответов на вопросы на зачетном занятии. Учитывается также представление и защита реферата (факультативно).
Текущая работа в семестре складывается из:
а. Посещаемости занятий (по журналу, заполняется старостами).
б. Обсуждения тем занятий в факультативное/консультационное время.
в. Прочтения и отчета книг по курсу (устно).
г. Посещения художественных и информационных выставок культурологической тематики.
д. Поисковой работы в Интернете (с обсуждением).
е. Результата письменного опроса на контрольной точке (с одной контрольной работой).
Опрос для зачета проводится письменно по всем темам курса по контрольным вопросам из списка.
Факультативно в зачете учитываются подготовка и защита реферата (по желанию, тематика и профиль разработки согласуются в течение первого месяца занятий); рецензирование готовых работ по культурологии и истории культуры; участие в работе гуманитарных спецкурсов по выбору студентов (посещение отдельных занятий дроугих групп, под устный отчет).
На итоги зачета оказывает влияние отчет по деятельности студентов в сфере культуры: научное редактирование и художественное оформление полиграфических изданий (для студентов, работающих в издательских фирмах); разработка сюжетов и рецензирование развивающих компьютерных игр (для студентов, работающих в фирмах по производству программных материалов); авторская деятельность студентов в сфере авторской песни, театра, поэзии, изобразительного искусства и т.п.
* * *
История мировой культуры и религий.
Разработка: 2011-09.
Пояснительная записка к рабочему плану.
Настоящий рабочий план разработан для студентов кафедры стандартизации РХТУ, учебный план которых подразумевает изучение данного курса как предваряющего изучение культурологи и истории российской культуры; равным образом во внимание при отборе тем лекций было принято соотношение текущего (на начало 2007 года) состояния историко-культурной науки и имеющихся учебников. Не секрет, что с советских времен многие гуманитарные науки развиваются в полнейшем отрыве от развития и открытий в других отраслях гуманитарной сферы. Как теоретические, так и исторические гуманитарные науки слишком часто используют состояние соседствующих отраслей гуманитарного знания, давностью в несколько десятков лет; в частности, характерно пережевывание (другого слова нет) теоретических и методологических вопросов, реальные основания которых, некоторое время назад имевшие место, давно сняты соответствующими специальными дисциплинами, профессиональная литература которых и малотиражна (многие вещи по разным причинам, простительным и непростительных персонально соответствующим исследователям, десятилетиями не имели печатного воплощения и передавались из уст в уста в узком кругу представителей тех или иных фактически научных школ, - автор, востоковед широкого профиля по профессии, за свои слова отвечает), и малопонятна (увы, но общеметодологическая ответственность многих глубоких исследователей граничит с общенаучной безответственностью, и имена могут быть названы…) за пределами узчайшего круга специалистов. В силу этого автор широко применяет глубокое разделение пунктов программы на группу тех, по которым профессиональная совесть не позволяет принять ни один из имеющихся учебников (и не только учебников) и где нет альтернативы предельно подробному лекционному материалу, — и группу тех пунктов, по которым учебники содержат необходимый материал, соответствующий современному состоянию науки (именно поэтому так четко оговорены профиль научных интересов автора и дата разработки программы, уже на веку преподавания культурологии не один раз имел место последовательный каскад эпохальных открытий, влекших за собой неоднократный в течение десятилетия пересмотр фундаментальных положений представлений о культуре тех или иных эпох и народов). Так, несколько раз изменилось соотношение «Homo sapiens – неандерталец» (был случай предупреждения студентов о смене научного состояния по этому вопросу в течение семестра, настолько значимым было очередное открытие), исчезли сами понятия «собирательство», «мезолит», «безземледельческие культуры», радикально пересмотрены основы представлений об экономической основе античного типа обществ, распределение конкретных цивилизаций между древневосточным и античным типами, понятие «язычество», давно в науке ≠ «многобожию», и др.. Автор понимает профессиональную предвзятость многих подобных моментов, но уверен, что каждый специалист сегодня почти во всех случаях не признает имеющиеся учебники по своей части гуманитарного знания, и отдает себе отчет в том, что мимо его взгляда прошло превеликое множество равно значимых названным прорех в области средневековой, ренессансной, новой истории культуры и т.п.
Все же речь идет о том, что совершенно неприемлемое качество всех имеющихся учебников по культурологи в части разделов, относящихся к первобытной, древневосточной, частично античной, т.н. «восточной» культуре и культуре ХХ века заставляет предупреждать студентов, что с иными пособиями, чем текущие лекции (или оговоренные записи лекций недавних семестров), сколько-нибудь современных знаний по соответствующим разделам они не получат; поэтому для лекционного курса отобраны исключительно темы программы курса, неприемлемо для научной совести автора изложенные в учебниках. Характерно, что лишь единичные авторы или члены авторских коллективов учебников по исторической культурологи отважились включить в свои учебники собственные оригинальные научные разработки, в том числе и принятые в настоящем лекционном курсе, - явление, характерное только для советской гуманитарной среды и принципиально неизвестное в других образовательных системах, начиная со средневековой университетской схоластики, где за неудачу в новаторстве порой даже грозил костер, но тем не менее... . Уникальным в этом плане примером целиком новаторского (причем нисколько не оппозиционного духу и букве наследия классиков марксизма-ленинизма!) издания советского времени является «Малая история искусств», издававшаяся в 1970-х гг. небольшим тиражом Академиями наук СССР и ГДР: в нем приняли участие все те, у кого наболело на душе и кто отважился это высказать, причем концептуального единства в этой огромной (вышло девять с половиной томов из десяти) публикации нет в принципе, авторы и разделы независимы друг от друга, даже если расходятся или противоречат друг другу. В многотомной «Истории Древнего Востока», напротив, имело место редактирование под одну новаторскую концепцию, автор которой, если не имел, что сказать пишущим по тем или иным разделам, выбирал для них самые дурацкие материалы, отвергая заведомо ему известные более серьезные и современные. Хорошо, что учебники культурологи не последовали этому последнему примеру. Материал по остальным темам курса, не включенным в лекционный цикл, изучается студентами самостоятельно в соответствии с программой по выбранным ими учебникам из предлагаемых библиотекой.
Проспект лекций курса.
1. Введение. Понятие культуры в современных гуманитарных науках. Культура как искусственная среда существования вида homo sapiens. Значения термина «цивилизация» в различных гуманитарных науках. Т.н. «цивилизационный подход» в изучении культуры человечества и его взаимодействие с традиционным эволюционистско-стадиальным.
2. Проблема поиска сравнительного материала для культурного феномена «культура Земного человечества»: поиски других культур вне и на Земле: современное состояние. Наука и «паракультурология» о параллельных цивилизациях: методолого-методические различия в подходах. Поиски проявлений внеземных цивилизаций. Современные знания об экзопланетах. Проблема внеземной жизни. Марс как главный объект поиска внеземной биосферы.
Поиски альтернативных культурных сред на Земле. Критерии наличия культурной среды. Различие между инстинктивной и разумной деятельностью в дискретности/индискретности воздействия на окружающий субъект воздействия мир. Наличие речи как атрибут культуры.
Поиски цивилизаций других биологических таксонов в животом мире.
Инстинктивность не только адаптативной, но и обустройственной деятельности животных. Строительная деятельность по обустройству гнезд, лежбищ и т.п. Постройки бобров, общественных насекомых, муравейники, норы и т.п. Неинстинктивное поведение животных. Наследственный способ передачи информации в животном мире. Проблема биологического наследования поведенческой информации. Поведенческое подражание как внебиологический способ распространения информации. Алгоритмическое описание поведенческого подражания.
Коммуникационный потенциал в животном мире: способы сигнализации и доступные величины информационных потоков. Информационный порог речевой коммуникации: ≈ 288÷366 (364?) символа? – для передачи произвольной информации. Физическое представление этих символов блоками 3 х 22÷60/90 элементов. 4-битное (?) полосовое кодирование элементов в «слове» неизвестной разрядности. Самые бедные языки: 2-6 тыс. сигналов÷слов при минимуме имен общих (наименование физически невозможного предмета с отсутствующими конкретными признаками; представлены несколькими десятками местоимений, числительных и предлогов). Сигнальные характеристики животных. Звуковая коммуникация: 1-битный звук у большинства видов, 2-битный у собак и многих птиц, 3-битный у китообразных (резонаторный, а не связочный). Отсутствие разницы между элементом, символом и сигналом. Общее число элементов-символов 5÷120. Жестовая коммуникация (шимпанзе): отработка до 20-30 символов. Позиционная коммуникация (танцы пчел): до 10-20 символов. Химическая коммуникация ароматическими ферментами (муравьи): неизвестно, не превышает 30?, высокоинерционна. Отсутствие в информационных потоках диких животных сигналов местоименной функции и других слов-имен общих. Палеолюди: отработка 7-12 артикуляционных позиций, до 20-24 звуков у неандертальцев. Принято считать, около 60-120 доступных слогов. По косвенным данным, подозреваются в доступности им использования имен общих. Количественные характеристики коммуникационных возможностей животных заведомо недостаточны для обслуживания речевой деятельности, в первую очередь для ее начального возникновения. Отсутствие цивилизационно-необходимой, для функционирования сознания-«текстового процессора», речи исключает наличие в животном мире культуры. Частичное овладение человеческой речью животными, живущими около человека. Частичная активная речь шимпанзе и дельфинов. Пассивные речевые возможности домашних животных и современное определение явления «домашнее животное».
Человеческие «палео-» и «параллельные» «цивилизации» (внутри семейства hominidae и рода homo). По данным археологии и этнографии, погибшие очаги культуры нигде не превышали уровня синхронных им выживших очагов. Поиски признаков цивилизации без соблюдения принципов археологической и этнографической методики делают эту деятельность (чистосердечной) паранаукой. Заведомо-обманная деятельность в этой сфере является лженаукой. Вопрос о древности рода человеческого. Основные псевдо- «высокие цивилизации»: Атлантида (ср. исторические корни пропагандистской легенды о ней); Пацифида; «Лемурия» и аналогичные исследования типа Э.Мулдашева; «предыстория» исторически известной языческой культуры славян. Концепция Л.Н.Гумилева о неконтактных формах распространения культуры (теория поля этнической пассионарности, работающего в обход человеческих контактов, миграций и образовательной деятельности).
Человеческая культура (культура вида homo sapiens), зафиксированная методами источниковедения, археологии и этнографии – единственный на сегодня объект изучения в культурологии.
3. Биологические и психофизиологические характеристики вида homo sapiens, ответственные за возможность создания человеком культурной среды. Психофизиология человека как база для возникновения и функционирования культуры. Архитектура и свойства человеческого мозга в свете достижений современной информатики. Возбуждение и торможение. Подсознание и сознание. Инстинктивное, рефлекторное и речевое в деятельности человеческого мозга. Дискретность инстинктивной и рефлекторной и индискретность сознательной деятельности человека.
Содержание сознательной деятельности человека («программное обеспечение»). Логические системы, доступные человеку «аппаратно» (бессознательно) и «программно» (в текстовых инструкциях через сознание): компаративная (доступна аппаратно и работает статистическим образом), «бытовая», формальная÷математическая, диалектическая. Логические ошибки логических систем и алогическое (интуиция и случайный выбор) в человеческом мышлении. Творческий потенциал человека. Состояние творческого удовлетворения.
Периферийные исполнительные и информационные устройства человеческого мозга, их свойства. Пропускная способность систем мозга. Органы чувств. Рука. Речевой аппарат. Речевая деятельность.
4. Основные этапы и линии развития мировой культуры. Проблема «Запад-Восток; евразийство»: современное состояние. Новейшие открытия и концепции истории мировой культуры. Открытие периода симбиоза homo sapiens и классических неандертальцев. Введение в историю культуры этапа раннеземледельческих обществ взамен былого деления на мезолит и неолит. Признание множественности исторических реализаций цивилизации античного типа. Этапы истории культуры, новейшие представления о которых не нашли еще отражения в массово доступной литературе, и потому расширенно отражаемые в лекциях данного цикла: биосоциальная эволюция видов предковой линии человека; первобытно-коммунистическое общество; раннегородские цивилизации; цивилизации древневосточного типа; цивилизации античного типа; раннехристианская цивилизация; цивилизация ХХ века.
( Полное представление периодизации исторического процесса на 2010-10 :
Перечень этапов первого круга истории (Древние локальные и региональные
цивилизации)
0. Биосоциальный период
(более 4 млн. лет назад - 35/25 тыс. лет назад).
1. Первобытный коммунизм ледникового периода (ок.30 - 15 тыс. лет
назад).
2. Раннеземледельческое общество («первобытный социализм») (ХШ - У1
тысс.до н.э.).
3. Древний Восток (Ш тыс.до н.э. - 625/332 г. до н.э.).
4. Античность Запада и Востока (1Х в.до н.э. - Ш в.н.э.).
5. Раннехристианская позднерабско-колонатная предкрестьянская
цивилизация (Ш. - УП вв.).
Перечень этапов второго круга истории (Планетарная
индустриальная цивилизация)
0. Варварские
военно-демократические вождества и королевства (Ш. - УП вв.).
1. Средневековый (крестьянский) коммунизм (рубеж н.э. - ХШ в.).
2. Мелкотоварный социализм (Ренессанс) (Х1У в. - 1517 г.).
3. Постренессансный кризис (1517 - 1648 гг.).
4. Индустриальная цивилизация (ХУШ в. - 1870-е гг.).
4.0. Первоначальное накопление (1648 г. - ½ ХУШ в.).
4.1.
Эпоха свободноконкурентного рынка (½ ХУШ в. - 1870-е гг.).
4.2. Эпоха
частномонополистического империализма (1870-е гг. - 1914 г.).
4.3. Эпоха
государственного монополизма в правосообразной, социалистической и фашистской
формах (1914, 1917, 1922 - 1945, 1991, 1981 гг.).
5. Информационно-коммунистическое общество (с 1981-11-16 по
.в.)
5.1.
Информационная революция.
А) «Революция IBM»
(1981 - 2000 гг.)
Б) «Информационная контрсоциализация» (с 2000 г. по н.в.)
5.2.
Операторский этап информационной цивилизации.
5.3.
Опытно-конструкторский этап информационной цивилизации.
5.4.
Научно-исследовательский и свободно-творческий этап информационной
цивилизации.
6/1 ?. Киберорганизация ? Начало третьего круга истории ? (информационная цивилизация, освобожденная от биологических ограничений?)
5. У истоков человеческой культуры. Период биосоциальной эволюции человеческого общества и его этапы. Биологическая эволюция рода homo: развитие мозга, развитие руки, развитие речевого аппарата. Первые свидетельства о формировании культурной среды. История homo sapiens в период симбиоза с неандертальцами. Роль климатических колебаний Великого Оледенения в исчезновении альтернативных представителей рода homo.
Первобытно-коммунистическое общество ледниковой эпохи и его культура: первая в истории полноценная реализация творческого потенциала человека — в первобытном искусстве. Уникальное сочетание природных и социальных процессов Ледниковой эпохи как условие реализации возможности развертывания сущности человека в первобытно-коммунистических общественных и культурных отношениях. Основные черты первобытной экономики. Свободнотворческая деятельность человека в первобытно-коммунистическом обществе, ее возникновение, значение и осознание как высшей ценности и смысла существования человека. Первобытное искусство как авангардная производительная сила первобытно-коммунистического общества. Поголовность свободнотворческой деятельности в первобыто-коммунистическом обществе. Основные направления и памятники первобытных культуры и искусства. «Макаронные» узоры и натуральные макеты; оттиски рук; натуралистические изображения в точечной перспективе. Вторичность утилитарного тренировочного использования натуралистических артефактов. Социальная культура первобытности и первые иррациональные знания человека. Глобальный кризис конца ледниковой эпохи.
6. Культура раннеземледельческих раннегородских цивилизаций. Расселение современного человека по послеледниковой ойкумене. Языковая система человеческой цивилизации и генеалогическое дерево языков. Пиктографическое смысловое письмо.
Экономика и быт раннегородских обществ. Диалектика оседлости и расселения. Превращение загонной охоты в присваивающее и затем в производящее земледелие. Развитие земледелия на его собственной основе. Становление при земледелии животноводческой сферы. Специализация переселенческой экономики и ее развитие в кочевое скотоводство с элементами земледелия. Выделение застойных лесных охотников (прежний «мезолит»), специализированных охотников на морского и мигрирующего зверя, специализированных собирателей моллюсков. Обустройство поселений и их разрастание в укрепленные города. Непосредственно-демократическое устройство ячеек раннеземледельческих цивилизаций. Война как исторический и культурный феномен. Войны раннеземледельческой эпохи.
Бытовая культура ранних городов. Развитие устного народного творчества и прикладного изобразительного искусства.
Иррациональные знания как источник религиозного мировоззрения. Религиозное мировоззрение как иррациональные знания, приобретающие эмоциональную ценность. Бескультовая массовая вера в потустороннее. Речевая форма начальной религиозной практики. Язычество как отражение силы человека, подчиняющей природные процессы. Язычество как «научный» способ управления потусторонними силами через отдачу команд – священных формул. Шаманизм как первая форма специализированного культа и основа языческой практики.
Первые археологические свидетельства о религиозном мировоззрении и практике.
Превращение периферийных раннеземледельческих и кочевых цивилизаций в застойное консервативное и реакционное традиционное общество на периферии «высоких цивилизаций». Традиционное общество как контрклассовое, самоуравнивающее своих членов в первобытной нищете. Нарастание социальной и духовной напряженности в традиционных обществах и ее отражение в культурной и религиозной сферах. Канонизация искусства. Становление позднего, экстатического шаманизма, противоположного рационализирующемуся жречеству высоких цивилизаций. Выделение среди традиционных варварских обществ, поставляющих рабов и продовольствие первым высоким цивилизациям.
7. Древневосточное общество и его языческие религии. Ирригационный и деградационный характер древневосточного общества. Элитарный характер культуры цивилизаций древневосточного типа. Динамика цивилизаций древневосточного типа. Этап локального развития очагов ирригационных цивилизаций. Этап смены гегемоний и передела богатств между элитами старых и новых очагов древневосточных цивилизаций. Постдревневосточное состояние общества как итог развития очагов цивилизаций древневосточного типа.
Материальная и бытовая культура древневосточных цивилизаций. Основные сферы и достижения элитарной культуры древневосточной эпохи. Средний класс древневосточного общества.
Возникновение профессиональной культуры и слоя работников творческой сферы. Древневосточные фонетические иероглифические системы письменности. Профессиональное искусство на Древнем Востоке. Монументальная и бытовая архитектура. Изобразительное искусство. Литература. Музыка. Прикладные искусства.
Возникновение профессионального жречества, систематизировавшего рациональную и иррациональную познавательно-управленческую деятельность в обществе. Разделение науки (эмоционально незначимых логически упорядоченных верифицируемых знаний, рациональных и иррациональных) и религии (эмоционально окрашенных неупорядочиваемых иррациональных знаний). Натурфилософски-религиозные вероучения древневосточных цивилизаций. Древневосточная культовая практика, храмы, жертвоприношения.
Основные цивилизации древневосточного типа: Египет, Двуречье, Средняя Азия, Хараппа, Китай, индейские общества Нового Света, Крито-микенская цивилизация и др.
8. Античное общество. Множественность цивилизаций античного типа: Карфаген; Греко-римская античность; Китай эпохи Хань; державы Маурьев и Гуптов в Индии; Инкская (?) и ацтекская (?) цивилизация в Новом Свете. Логическая модель цивилизации античного типа. Рабовладельческая природа античного общества. Элементарная экономическая ячейка обществ античного типа. Свободные социальные слои и труд. Классическое рабство. Античная демократия. Основные черты античной культуры. Античный идеал «калос каи агатос» и его реализация. Античное искусство как эстетический идеал гражданского общества.
Динамика цивилизации античного типа. Зарождение в результате синтеза развития раннеземледельческой цивилизации приморско-лесного типа с древневосточным наследием. Период аристократического ойкосного хозяйства на основе труда младших домочадцев. Демократическая революция в полисе: установление гражданского равенства совладельцев коллективных хозяйств. Развитие и кризис полиса коллективных хозяйств граждан. Переход к системе «частная рабовладельческая вилла + госснабжение люмпенизированных граждан»: кризис Римской республики. Превращение классической рабовладельческой виллы в колонатную латифундию и падение античного общества.
«Античный тупик»: кризис рабовладельческого общества. Распад трудового потенциала античности. Создание системы идеологического самопринуждения к труду как путь вывода общества из «античного тупика». Христианство как последняя идеология античного рабовладельческого мира и выход в преемственное цивилизационное пространство крестьянского средневековья.
Формы античной цивилизации в идеологической традиции послеантичных обществ: «археологическая античность»; идеализированные представления античного общества о самом себе; логически упорядоченная и модернизированная античность-контрсредневековье мыслителей Ренессанса.
Олимпийская религия. Логическое упорядочивание мифологической и культовой практики. Тенденция к превращению иерархии богов в единобожие. Утрата мировоззренческой ценности язычеством по мере нарастания кризиса античного общества. Необходимость перехода к религиям сострадания и утешения, примиряющих человека с безысходностью земного существования. Культ Гения императора как последняя античная религия и максимальное приближение к религиям нового типа.
Раннее христианство как самая зрелая религия сострадания и утешения. Трудовая этика – ключ к исторической роли христианства. Начальная история христианства в свете последних открытий. Выработка в христианстве социологически необходимой формы трудовой этики. Раннехристианское искусство: катакомбы, зодчество, становление иконописания. Христианская литература: Евангелия и Жития, Логии – своды источников вероучения. Молитвенная практика христианства.
Исторические предшественники христианства от Амарнского солнцепоклонничества в Египте Х1У в. до н.э. до римских культов Гения императора, Изиды и Озириса, митраизма и солнцепоклонничества. Иудейское сектантство и гностицизм-«самошаманизм».
Другие религии «мирового» типа: буддизм и ислам. Отсутствие в буддизме и исламе самостоятельной трудовой этики. Культ знания в буддизме как основа мировоззренческого потенциала этой мировой религии на рубеже Нового и Новейшего Времени. Фанатизм как база распространения ислама в люмпенизированных слоях исторически послеантичных обществ от традиционного аравийского арабского до современной цивилизации, переходной от индустриализма к информационности.
9. Трудовая этика как отличительная черта «мировых» религий сострадания и утешения. Христианский вывод позднеантичного общества из «рабского тупика». Всемирно-историческое значение христианства как единственной мировой религии, самостоятельно переведшей общество из античного рабства в Средневековье и из Средневековья в Новое Время.
10. Народная культура крестьянского средневековья. Канон и творческие новации в средневековой культуре. Народное и прикладное искусство средневековых деревни и города. Устное народное творчество средневековой эпохи. Средневековое иконное символическое искусство. Зодчество Средних веков. Народная культура, античное наследие и Ренессанс. Народная культура и ее источники в цивилизации ХХ – ХХ1 вв.
11. Христианство протестантской стадии как адэкватная религия рыночного предпринимательского (капиталистического) общества. Реформация в Европе и в России. Протестантизм и старообрядчество как религиозное оформление гражданских свобод, прав и обязанностей. Контрреформация как идеология государственно-бюрократического монополизма.
12. Феномен интеллигенции Нового Времени. Интеллигенция как социальная группа людей свободнотворческой занятости и авангард художественной и научной среды, реализующей производительный потенциал человеческой способности к творчеству.
Дворянская и духовная интеллигенция ХУ1 – ½ Х1Х вв. как рантье околокапиталистической неорабовладельческой системы «второго издания крепостничества». Разработка дворянской интеллигенцией основ буржуазной идеологии. Творцы протестантизма. Европейские и российские деятели Просвещения.
Разночинная и предпринимательско-пролетарская интеллигенция на службе культурных предпринимателей. К.Маркс и Фр.Энгельс – разработчики основ идеологии пролетариата и его превращенной формы – рабочего класса. Европейская и американская научно-техническая интеллигенция.
Научная и творческая интеллигенция в окружении и на службе российских культурных предпринимателей «пореформенного пятидесятилетия». Духовные и религиозные поиски русских мыслителей в области разработки идеологии и культуры зрелого индустриального общества.
Творческий и социальный потенциал российского культурного предпринимательства в советское время. К.С.Станиславский. Бахрушины. Вавиловы. Щаповы. Зимины-Гучковы (особо: Д.Б.Зимин, научно-технический и социальный деятель 1990-х гг.).
Культурное предпринимательство и его интеллигентское окружение в современной России. Музей меценатов и благотворителей российских и его воспитательная миссия.
13. Основные черты культуры ХХ века. ХХ век как эпоха заката индустриальной цивилизации. Тенденция к росту люмпенизированных слоев и ее отражение в общественном строе. Обращение творцов культуры к сфере подсознательного. А.Гильдебрант, З.Фрейд, И.Павлов, А.Тьюринг как теоретики новой культуры. Авангардное искусство как центральная часть культурной жизни ХХ века. Антидемократические тенденции в общественной жизни ХХ века.
Феномен массовой культуры ХХ века.
14. «Новые религии» ХХ века как форма иррациональных эмоционально-значимых знаний общества высоких технологий. Распространение элементов буддизма и традиционных восточных религий в религиозных системах ХХ века. Мистизация общественного сознания в условиях кризиса индустриальной цивилизации и интуитивного осознания специфических требований наступающей информационной цивилизации к общественной борьбе. Мировоззренческий и социальный тупик мистицизма и «новых религий».
15. Рубеж тысячелетий – начало информационной цивилизации. Возникновение информационной цивилизации в условиях массового энциклопедического образования (достигнутого в рамках социалистического общества, не обеспечившего реальной свободы и обеспеченности масс) и частнособственнического демократического общества. Основные черты и проблемы культуры ХХ1 века: информатизация и компьютеризация культурной среды; коммерциализация культуры. Демократия и культура в поисках баланса между свободой информации и частной собственностью на интеллектуальные объекты. Коммунистическая перспектива информационной цивилизации.
________________
↑.
Зачетные требования к курсу.
1. По курсу представляется реферат по согласованной с преподавателем теме.
Примерные темы рефератов по курсу.
1. Общенаучный методологический «Принцип соответствия» в культурологии и истории культуры: какие новые открытия привели к формированию современного состояния этих наук.
2. Культура неандертальцев: мифы и реальная история.
3. Искусство как непосредственная производительная сила общества от первобытного коммунизма до наших дней.
4. История строительной деятельности человека от ледниковых пещер до древневосточных пирамид.
5. Языческая стадия развития религии – отражение слабости или силы человека?
6. Начальные формы религии: открытия и представления конца ХХ – начала ХХ1 века.
7. Человек и его культура в постдревневосточном состоянии: предупреждение современности.
8. Откуда античная «цивилизация досуга» брала свое свободное время?
9. Творческий компонент в традиционной и средневековой народной культуре.
10. Земная роль религий загробного спасения (обеспечение социальной стабильности и общественного прогресса).
11. Трудовая этика в истории христианства (от оправдания труда к освящению предпринимательства).
12. Психофизиология – сердцевина культуры ХХ века.
13. Национальный образ жизни: между традицией и прогрессом.
14. Культура и информатика.
15. Есть ли в сегодняшней России интеллигенция?
↑.
2. Зачет проходит в форме беседы по темам курса.
Примерные вопросы для повторения.
1. Предмет и метод истории культуры. История и теория культуры. Современное понятие «культуры».
2. Поиски альтернативных человеческой цивилизаций: современное состояние проблемы.
3. Биологические особенности homo sapiens, обеспечивающие культурный потенциал вида. Другие виды – субъекты человеческой культурной среды. Биологическое (психофизиологическое) в процессе социализации индивида.
4. Стадиальный, географический и цивилизационный подходы в культурологи и истории культуры. Проблемы типологии и классификации культур.
5. Биологическая, социальная и культурная предыстория общества homo sapiens: основные этапы. Этап симбиоза людей и классических неандертальцев – период зарождения первых самостоятельных форм культуры.
6. Сущность первобытно-коммунистического общества и его культура. Основные условия функционирования и предпосылки возникновения и исчезновения первобытно-коммунистических отношений.
7. Культура эгалитарных обществ с производящей экономикой. Раннеземледельческий раннегородской тип цивилизаций и его исторические формы. Представление о традиционном типе общества и народной культуре Средневековья как эгалитарных преемниках раннеземледельческой цивилизации.
8. Основные принципы верований языческой стадии развития религии. Роль логического вывода, фантазии и эмоциональной сферы в возникновении и функционировании религии.
9. Цивилизации древневосточного типа: понятие и исторические воплощения.
10. Современные представления об обществах античного типа. «Цивилизация досуга» и основные черты ее культуры. Античность – первое в истории человечества гражданское общество.
11. Языческий монотеизм и переход к религиям сострадания и утешения. Исторические примеры религий загробного спасения.
12. Христианство, роль в нем трудовой этики. Основные этапы истории христианства.
13. Корпоративные культуры Средневековья. Вопрос о восточном средневековье.
14. Культура Ренессансных обществ Европы, Руси и Востока. Постренессансный кризис и его культурные процессы. Протестантизм и Контрреформация
15. Основные черты культуры Нового Времени. Две тенденции в российской культуре ХУП – начала ХХ вв.
16. Интеллигенция как ведущий социальный слой в культурной жизни Нового Времени. Основные направления в идеологии и ориентации духовного творчества в Х1Х в. Российская интеллигенция и ее вклад в мировую культуру.
17. Культурно-значимые научные открытия , определившие лицо культуры ХХ века.
18. Основные культурные потоки ХХ века. Глобализм и социализм. Национализм и фашизм. Понятие об элитарной и массовой культуре.
19. Религиозные поиски и «новые религии» ХХ века.
20. Основные культурные процессы современности.
Литература для подготовки:
1. Имеющиеся в библиотеке учебники по теории и истории культуры по выбору студента.
2. В распоряжение студентов предоставляются по мере накопления цифровые аудиозаписи и листинги прочитанных лекций за время существования курса.
3. Литература, использованная автором при разработке данного курса, не может быть рекомендована студентам даже для реферирования ввиду необходимости для этого широкого круга высокопрофессиональных знаний по многим отраслям науки.
4. Студентам доступны для анализа выпуски «Малой истории искусств», тт.1-10,1, М-Лейпциг, 1971-1991 гг. по интересующим их периодам истории культуры. Необходимо предупредить о том, что многие высказанные там нетрадиционные точки зрения не нашли подтверждения в последующих монографических исследованиях.
↑.
изложенная для информационной эпохи.
↑.